Деловая сеть Волгоград
Компании:13 486
Товары и услуги:5 983
Статьи и публикации:399
Тендеры и вакансии:74

Оформление кадровой документации на предприятии
Информация может быть не достоверна

Оформление кадровой документации на предприятии
03.08.2011
Оформление кадровой документации на предприятии, типичные ошибки.

Оформление кадровой документации на предприятии 

Оформление кадровой документации на предприятии

Трунова Надежда

Юрист ЦКА «Наше будущее»

Оформление кадровой документации на предприятии, представляется необходимым остановиться на некоторых типичных ошибках, неточностях и упущениях, которые наиболее часто встречаются в практической деятельности индивидуальных предпринимателей и организаций.

            В настоящей статье мы не будем касаться вопросов осознанного и целенаправленного нарушения трудового законодательства сторонами трудовых правоотношений - работником или работодателем, хотя они, к сожалению, также не редкость.

Имеющийся опыт работы в Государственной инспекции труда показывает, что нарушения и ошибки в оформлении кадров можно разбить на несколько основных групп.

К первой группе можно отнести нарушения, связанные с отсутствием тех или иных необходимых кадровых документов. В предыдущем номере мы указывали перечень основных документов, которые должны быть у предпринимателя, вступающего в трудовые правоотношения с работниками. Чаще всего у работодателя отсутствуют личные карточки формы Т-2, должностные инструкции, документы, оформляющие изменение условий трудового договора, документы по охране труда (положения, инструкции, журналы и т.п.), документация по защите персональных данных работников и др. Зачастую на предприятии нет и важных локальных актов, например, Правил внутреннего трудового распорядка.

Вторая по счету группа (но, пожалуй, первая по числу нарушений) включает в себя нарушения, связанные с несоответствием содержания документов по кадрам действующему трудовому законодательству. Наиболее часто страдает содержание таких документов как трудовые договоры, Правила внутреннего трудового распорядка, Положения по оплате труда. Так, в трудовых договорах не указываются существенные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, в Правилах внутреннего трудового распорядка ненадлежащим образом определяется режим рабочего времени, продолжительность рабочей недели и т.п., в Положениях об оплате труда - условия и сроки выплаты зарплаты, порядок выплаты надбавок за нестандартные условия труда и др.

В третью группу входят нарушения, касающиеся технического оформления документов: отсутствие обязательных реквизитов, всевозможные опечатки, отсутствие подписей и т.п. Типичными примерами могут служить повсеместное отсутствие подписей работников в личных карточках формы Т-2, неправильное указание статей ТК РФ в приказах, отсутствие подписи работника на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя, подтверждающей получение работником своего экземпляра договора.

            Четвертой группой охватывается широчайший спектр нарушений и ошибок, возникающих при несоблюдении установленных трудовым законодательством порядков проведения тех или иных мероприятий: от наложения дисциплинарных взысканий на провинившихся работников до проведения сокращения численности штатов. Это и отсутствие объяснительных, заявлений, различного рода актов, оформление приказов с формулировками, не соответствующими ТК РФ, разнообразные нарушения сроков (особенно - выплаты заработной платы, выходных пособий, отпускных, пособий по нетрудоспособности; привлечения к дисциплинарной ответственности; составления графиков, отчетных документов и т.д.), не проведение инструктажей, не ознакомление работников под роспись с локальными актами организации и др.

            Пятая группа ошибок связана, в первую очередь, с элементарным незнанием работниками и работодателями своих трудовых прав и обязанностей, способов предупреждения и разрешения споров, защиты при проведении проверок. Например, работодателями и работниками практически не используется возможность расторжения трудового договора по такому основанию как соглашение сторон. А ведь этот способ во многих случаях помогает избежать серьезного конфликта при прекращении трудовых отношений. Также многие работодатели, да и работники не знают, что в инспекцию труда можно обращаться не только с жалобами, когда ситуация уже вылилась в конфликт, но и в любое время с запросами о разъяснениях норм трудового законодательства, порядке их применения в той или иной ситуации, что, безусловно, помогает как предотвратить появление споров, так и не допустить нарушений трудового права, влекущих административную ответственность.

            Все вышеуказанные нарушения и ошибки могут повлечь за собой различные негативные последствия, от административной ответственности до серьезных финансовых и временных затрат на устранение нарушений (включая уплату штрафов, спорных сумм, разнообразных компенсаций, затрат на привлечение специалистов для отстаивания интересов предприятия в различных инстанциях и т.п.).

            Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена ст. 5.27. (и некоторыми другими) Кодекса РФ об административных правонарушениях. Такие нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. При повторных нарушениях предусматривается дисквалификация виновного лица на срок от 1 до 3 лет.

            В связи с изложенным, для предотвращения вышеназванных рисков, хотелось бы порекомендовать следующее:

- проверить наличие на вашем предприятии всех необходимых документов;

- проверить хотя бы наиболее существенные локальные акты предприятия и трудовые договоры на предмет соответствия их содержания нормам трудового законодательства, в том числе путем комплексной экспертизы кадровой документации у специалистов;

- внимательно следить за надлежащим заполнением документов;

- изучать и соблюдать порядок действий в той или иной кадровой ситуации;

- обращаться за разъяснениями трудового законодательства в специализированные организации и/или контролирующие органы.

            При этом следует помнить, что обращение к профессионалам поможет во многих случаях минимизировать риски финансовых потерь в виде санкций контролирующих органов за несоблюдение трудового законодательства, оптимизировать разрешение возникающих трудовых споров, поможет предпринимателям быстро и грамотно выстроить кадровую работу в компании, начиная с момента ее создания.


Статьи и публикации других компаний:

Консалтинг-группа «ЮРИДИКА» (ЮФО, город Волгоград) предлагает юридические услуги (юридическое обслуживание и юридическое сопровождение) в Волгограде
28.02.2010
Информация о продавце
  • +7 (8442) 50-36-18
  • г. Волгоград, ул. 7-гвардейской д. 2 оф. 220 (здание Арбитражного суда)
  • www.nb-consult.ru
Юридическая экспертиза документов, ведение бухглтерского учета, постановка кадрового учета, бизнес-планы, семинары, займы для бизнеса, организация бизнес мероприятий, маркетинговые исследования
×